logo

09 ноября 2017
Алексей Бодня
Low-cost путешественник-авантюрист
Незабываемые впечатления от посещения самой большой и самой жаркой пустыни мира: бескрайние пески, космические пейзажи и берберские традиции

После двух дней в Марракеше, мы отправились в Сахару. Длительность тура — 3 дня. Такие экскурсии очень популярны в Марракеше, их продает несколько компаний. Мы заказывали заранее в Интернете на GetYourGuide за 110 евро.

Начало

Поездка началась с раннего подъема. В 7:30 утра на площади Джем-эль-фна нас ожидал комфортабельный микроавтобус на 15 человек.

Маршрут в первый день пролегал через горы Атласа. В самой высокой точке, горе Тубкаль, высота достигает 4167 метров. Вся дорога пронизана поворотами и серпантинами, так что сильно укачивает. Периодически мы делали фото-остановки чтобы насладится невероятной красотой скал.

Марокканский Голливуд

К 12 часам мы доехали до города Ouarzazate. Это место называют Марокканским Голливудом. Вместе с развитием кинематографа режиссеры начали искать новые локации для съемок кино и многие открыли для себя Марокко. Ведь тут такое изобилие пейзажей – и горы, и пустынные дороги, и арабские деревни с ярко-оранжевыми домами. В Уарзазате и его окрестностях снимали немало известных фильмов и сериалов: пригород превратился в Древний Египет в фильме «Астерикс и Обеликс», а Йемен в пятом сезоне сериала «Побег» снимали в Уарзазате. Возле Уарзарата находится древний берберский город — касба Аит-Бен-Хадду. Несмотря на свой вид, это не развалины, там и сейчас живут люди. Эта касба настолько привлекательна для кино, что ее использовали как декорации в фильме «Гладиатор», а в сериале «Игра Престолов» так выглядит город Юнкай — один из трёх крупнейших городов в Бухте Работорговцев.

Юнкай из «Игры Престолов»
 Арена из «Гладиатор»
Я на фоне этой касбы

Вместе с экскурсоводом мы походили по улочкам и поднялись на самую вершину. Потом по плану был обед. Цены в кафе явно завышены, но выбирать не приходится. Так, меню: тажин/кускус/брушет + салат + десерт стоил 100 дирхам (около 10 евро). После обеда мы гуляли по медине Уарзазата и узнали об исламских правилах градостроения. Позже, экскурсовод привел нас к своему другу, который снимался в большом количестве фильмов. Однажды даже играл роль Усама Бин Ладена во французской документалке. У этого дядьки в доме целый музей с его фотографиями со съемок.

Услуги экскурсовода не были включены в стоимость и на месте надо было доплатить 20 дирхам. Для такой экскурсии это очень дешево. К сожалению, мы не посетили саму киностудию, хотя там еще много чего интересного. Дальше нас ожидала дорога до Boumalne Dades и ночь в отеле Hotel Chems**. Отель очень средненький, зато есть небольшой бассейн, но вода  холодная, а шезлонги ужасные.

Берберская деревня

Первой остановкой на второй день была берберская деревня, где нас ждал новый экскурсовод — Рашид. Цель этой небольшой экскурсии — рассказать про быт в берберской деревне. Рашид поведал нам, какие овощи выращивают на местных огородах, в какие страны марокканцы ездят на заработки, а также как одной небольшой речкой пользуется несколько сел по очереди. После своих рассказов он повел нас в гости к берберской семье, которая занимается коврами.

Ковры в доме заменяют всю мебель — они висят и на стенах, и лежат в несколько слоев на полу. Обычной мебели в доме не было вообще. У входа в дом лежит грубый ковер, по которому можно ходить в обуви, дальше обувь снимается и начинаются мягкие ковры, по которым приятно ходить босиком. Есть особенно мягкие ковры, на которых они спят, а есть грубые, на которых можно резать еду. В комнате возле ткацкого станка сидела молодая девушка и плела нить. В будущем эта нить пойдет на очередной ковер. Материал используется различный — это и барашек, и корова, и верблюд, и даже алоэ вера.

Хозяин дома угостил нас марокканским чаем, а затем принялся показывать свои ковры, так как это основной доход их семьи. Он очень старался продать нам хотя бы один коврик. Принимают к оплате и евро, и доллары, и даже терминал для банковских карт у них есть. По ценам — ниже, чем в Марракеше и Фесе в 2–3 раза.

Скалы

Покинув берберскую деревню, следующую остановку мы сделали у скал Атласса в Toudgha El Oulia. Это ущелье между высоченных скал. Сюда приезжают любители скалолазания и парапланеристы. Кроме того, что тут просто очень красиво, мы еще попали на мусульманский Новый год, который празднуется в первый день месяца мухаррам по исламскому календарю.

Исламский календарь — лунный календарь, используемый мусульманами для определения дат религиозных праздников, а также как официальный календарь в некоторых мусульманских странах. Летоисчисление ведётся от Хиджры (16 июля 622 года н. э.) — даты переселения пророка Мухаммеда и первых мусульман из Мекки в Медину. Поэтому в мусульманских странах календарь называют календарём Хиджры

День, когда мы приехали в это ущелье, был 1 мухаррам 1439 г. — 22 сентября 2017 года по нашему календарю. Каждый год исламский календарь сдвигается относительно григорианского, и уже 1 мухаррам 1440 г. будет соответствовать 12 сентября 2018 года.

В связи с праздником мусульманские девушки вышли к реке в ущелье праздновать — пели песни и били в барабаны.

Пустыня

К 19 часам мы наконец-то доехали до Мерзуги — места, где заканчивается дорога и начинается Сахара. Нас разделили на небольшие группы по 6–8 людей и распределили по верблюдам. После этого началось наше двухчасовое скитание по пустыне. Первые полчаса самые веселые, а дальше ты просто сидишь на верблюде и ждешь, когда наконец уже будет лагерь. Все верблюды связаны друг с другом веревкой, а впереди первого верблюда идет человек. По дороге мы проходили несколько оазисов и бесконечное количество огромных оранжевых дюн. Мы то поднимались на дюны, то спускались по их хребту, за счет чего большую часть времени было тяжело расслабиться. Перед прибытием в лагерь нам сделали получасовую остановку, чтобы взобраться на дюны, подурачиться, пофотографироваться и отдохнуть. Теоретически, если бы в Мерзуге я договорился о прокате сендборда, то это как раз было то время, когда можно было бы попробовать покорить дюны на доске. Но мечта покататься на сендборде пока остается для меня мечтой.

Палаточный городок

В лагере, по моим подсчетам, было человек 120. Всех усадили у костра на коврах и в хаотичном порядке начали расселять по палаткам. Некоторые компании при продаже этих туров предлагают купить так называемый Private tent. Это не имеет никакого смысла, потому что в лагере никто не знает, кто покупал эту услугу, а кто нет. Всех селят группами по 4–6 человек в большие общие платки. Внутри палатки несколько матрасов с бельем и покрывалом, но даже тут был песок. Есть еще опция не спать в палатке, а забрать пледы и пойти спать на улицу, прямо под звездами.

Когда всех расселили и накормили, нам устроили концерт берберской музыки.

Ночной Camel Track

После короткой ночи нас ожидал подъем в 5 утра и выезд на верблюдах в 5:30. Солнце еще не встало и мы ехали в полной темноте, наслаждаясь звездным небом. Катание на верблюде в этот момент уже не приносит радости, потому что пятая точка не привыкла к таким приключениям. С каждой минутой дороги становилось все светлей и в какой-то момент мы сделали остановку, чтобы насладиться рассветом в пустыне. Как и по дороге туда, нам дали на все про все полчаса.

Вернувшись в Мерзугу, мы загрузились в наш микроавтобус и весь оставшийся день провели в дороге с перерывом на обед. В Марракеш мы приехали только в 20:30. Поскольку на следующий день нас ждал переезд в Касабланку, мы сняли отель поближе к железнодорожному вокзалу. Отель называется Amani Hôtel Appart. Очень рекомендуем этот отель, так как после утомительных трех дней в дороге нам удалось расслабиться и прийти в чувства.

Так завершился наш пятый день пребывания в сказочной стране Марокко.

Теги:

Все денежные операции надежно защищены